Оглоблина Е.Н. Новелла отечественного законодательства: налоговые последствия утвержденной кадастровой стоимости вступают в силу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ
Новелла отечественного законодательства: налоговые последствия утвержденной кадастровой стоимости вступают в силу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ
На интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 5 июля 2013 года было официально опубликовано Постановление Конституционного суда РФ от 02.07.2013 №17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина» (далее Постановление). Данное Постановление носит важный разъяснительный характер и порождает значимые правовые последствия для налогоплательщиков, связанные с изменением кадастровой стоимости земельных участков.
На основе действующего федерального законодательства в сфере государственной кадастровой оценки земельных участков кадастровую стоимость можно определить как расчётную величину, являющуюся базой, в том числе, для определения налоговых платежей.
Кадастровая стоимость устанавливается в отношении каждого участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В основе её определения лежат нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов, определяющие средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.
Необходимо отметить, что в правоприменительной деятельности неоднократно поднимался вопрос распространения положений налогового законодательства о действии норм во времени на указанные нормативно-правовые акты региональных властей.
Суть вопроса заключалась в следующем:
К примеру, в декабре 2012 года орган исполнительной власти субъекта принимает постановление об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель определённого назначения. По поводу вступления данного постановления в силу, в тексте указывается момент официального опубликования, либо истечение 10 дней с момента официального опубликования.
Данная ситуация приводит к тому, что налогоплательщики обязаны с 1 января 2013 года платить налог уже в соответствии с новой кадастровой стоимостью и не имеют возможности своевременно оспорить результат кадастровой оценки, либо подготовиться к увеличению налогового бремени. Вместе с тем, пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) предусматривает, что законодательство о налогах вступает в силу не ранее чем по истечению одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных, данной статьёй (абзац первый), и положений статьи 391 данного Кодекса, регулирующей порядок определения налоговой базы по земельному налогу.
ОАО «Омскомашина» обратилось в Конституционный суд РФ, указывая на то обстоятельство, что допуская установление налоговой базы по земельному налогу правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, эти положения порождают неопределенность с точки зрения возможности распространения на данные акты правил о действии актов о налогах и сборах во времени. Данное положение приводит к возложению на плательщиков земельного налога налоговых обязательств без соблюдения, установленных налоговым законодательством общих гарантий их прав и к нарушению конституционного принципа законного установления налогов и сборов.
Конституционный суд РФ в Постановлении обратил внимание на следующие моменты, которые, безусловно, будет полезно использовать, для возврата излишне уплаченных налоговых платежей:
1) Для целей организации планирования хозяйственной деятельности налогоплательщик должен быть осведомлен заблаговременно о составе и содержании налоговых обязательств. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер.
2) Конституционные гарантии прав граждан и их объединений, как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативно-правовых актов, которыми возлагается обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Это правило действует как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов, имеющих иную отраслевую принадлежность, в той части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
3) Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельного участка в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан, и их объединений, как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который установлен в НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, нормативно-правовые акты региональных органов власти об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, в части налоговых последствий, должны вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Какое влияние данная новелла окажет на правоприменительную практику?
Покажем это на примере Липецкой области.
В Липецкой области существует ряд нормативно-правовых актов региональных властей, утверждающих результаты государственной кадастровой оценки земель различного назначения.
В отношении земель сельскохозяйственного назначения действует Решение имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28.11.2011 №2797 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Липецкой области и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальным районам». Решение было официально опубликовано 2 декабря 2011 года, вместе с тем приложения к нему были опубликованы вплоть до 29 декабря 2011 года. Начало действия документа - 27 декабря 2011 года. Таким образом, нормативно-правовой акт распространяет своё действия на налогоплательщиков с 2012 года.
Однако разъяснение, содержащееся в Постановлении, даёт иную правовую квалификацию указанному выше обстоятельству. В связи с тем, что решение было опубликовано лишь в декабре, то по смыслу Постановления, вступить в силу, в части налоговых последствий, оно может лишь с 1 января 2013 года. До этого времени, в данной части, будут действовать ранее принятые нормативно-правовые акты. Излишне уплаченный в 2012 году налог может быть возвращён.
Подобная ситуация складывается в Липецкой области в отношении земель населённых пунктов. Решение управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28.12.2012 N 3930 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, значений удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам, среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов и муниципальных районов, городских округов на территории Липецкой области» было официально опубликовано 18 января 2013 года и с данного момента вступило в законную силу. Однако изменения в части налоговых последствий, в соответствии с анализируемым Постановлением, вступят в силу лишь с 1 января 2014 г. Существует вероятность возвратить излишне уплаченные налоги за 2013 год.
Таким образом, указанное Постановление произведет настоящую революцию в части взыскания налогов. Позволит не только подготовиться к увеличению налогового бремени, но также своевременно обжаловать нормативно-правовой акт, вовремя обратиться в суд с заявлением об установлении под кадастровой стоимостью земельного участка его рыночную стоимость. Помимо этого, налогоплательщику предоставляется уникальная возможность взыскать не ранее чем за последние 3 года излишне уплаченные налоговые платежи, вызванные несвоевременным вступлением в силу нормативно-правовых актов, устанавливающих новую кадастровую стоимость.
Екатерина Оглоблина